Любера: неформалы, которых боялась даже милиция
Молодежные субкультуры почти не имеют границ и в разных странах они имеют практически идентичный вид и идеологию. Несмотря на такой важный пункт каждой молодежной субкультуры, как «свобода от условностей», на практике каждая такая субкультура крайне штампована, и условностей в ней ничуть не меньше, чем в той части общества, которой она себя противопоставляет. Стоит появиться новой субкультуре, как ее безликие клоны вскоре появляются и в других странах.
Нет особой разницы между металлистами, панками, хиппи или хипстерами разных стран. Но было на территории некогда нашей общей страны движение, аналог которого в других странах, наверное, не найти – это люберы или любера. Сейчас о них уже подзабыли, а напрасно. Как человек, сам во многом сформировавшийся под влиянием люберов и имевший счастье пообщаться с некоторыми представителями этой культуры, расскажу что знаю, дабы память народная не угасла.
Кто такие любера?
Вкратце люберов можно было бы назвать поклонниками ЗОЖ. Вот только чтением модных журнальчиков о диетах и о новшествах современной фитнесс-индустрии они себя не утруждали. Они больше верили в силу и мощь. Причем, очень важно, чтобы это была не показная, а функциональная сила.
Из этой силы был сделан культ, как и из здоровья в целом. Поначалу в подвальных полулегальных качалках молодые люди просто готовились к службе в армии, но потом поняли, что идея имеет больший потенциал. Так сила, помноженная на любовь к родине и государству, стала культом.
Против кого дружили любера?
Что ни говори, но хороший враг сильно сплачивает друзей. Пока любера готовились «дать зверя» в армии, другая часть молодежи думала, как от нее «откосить». Таких было много, но особенно бросались в глаза различные неформалы, которые, не делая ничего путного, только хаяли «дебильный совок», пили горькую (и не только) и считали, что отказ от посещения парикмахерской автоматически делает их творческими личностями.
Любера восприняли их как идеологических противников и боролись с ними как умели – убеждением и кулаками или наоборот, что несколько эффективнее. Но не только неформалы вызывали неприязнь люберов: под их раздачу попадали и гопники. Кстати, рейды казанской гопоты в Москву с целью грабежа и принижения «высокомерных москвичей», очень быстро прекратили именно любера, столкновений с которыми гопники не перенесли.
Как тренировались любера?
В основе лежала силовая подготовка, где-то на стыке культуризма и пауэрлифтинга. Но односторонними люберы не были, очень многие (если не большинство) имели золотые значки ГТО и принимали участие в самых разных соревнованиях, включая единоборства и даже кроссы.
Для нормального любера было делом чести жать лежа хотя бы 150 кг, а разминка и заминка на боксерском мешке считалась неотъемлемой частью тренинга. В конце концов, изначально люберы все же готовились к службе в армии, где нужна разносторонность.
Наставниками у них были бывшие спортсмены, а не гламурного вида инструкторы, а так же бывшая десантура и «афганцы». В результате среднестатистический любер, вне зависимости от того, участвовал он в уличных боях или нет, был очень серьезных противником.
Фактически у люберов вообще не было реального противника, и единственным молодежным движением, которое хоть как-то могло сопротивляться и даже пыталось наносить ответные удары, были металлисты. Но разница в физподготовке сказывалась, и победы стабильно оставались за люберами.
Забавно, но фашисты, тоже чтившие силу, но больше на словах, чем на деле, такого сопротивления как металлисты люберам оказать не смогли.
Закат движения
Проблемы начались вскоре после того, как люберами заинтересовалась милиция. Вначале она относилась к ним благосклонно и даже прибегала к помощи люберов. Но когда столкновения с неформалами стали приобретать характер побоищ, с участием сотен человек (некоторые сводки МВД сообщали и о тысячных толпах), с люберами было решено если и не покончить, то хотя бы взять под контроль.
Кого-то посадили, но решающее значение имело не это. Просто рухнула одна из основ люберской идеологии – рухнуло государство. Неформалы, проигрывая на улицах, выиграли поле словесных битв, постоянно мелькая на экранах как предвозвестники новой, светлой жизни. Им активно подпевали интеллигенты, которые на все лады и с каждого экрана стремились выказать свое презрение к Советскому Союзу, измышляя все новые презрительные эпитеты.
То же самое делали певцы, внезапно вставшие в позу Христа и утверждавшие, что жизнь в СССР вообще «нельзя жизнью назвать» (цитата из песни И. Талькова). Короче, граждане нашей страны, в том числе и высоколобые, плясали на руинах великой страны, втаптывая в грязь все без разбору, тем самым доказывая, что на всякого мудреца довольно простоты.
Страна развалилась, идеология страны рухнула, да и сами любера повзрослели, а смены им не нашлось. И это вполне объяснимо, ведь, чтобы быть любером, нужно созидать самого себя хотя бы в физическом смысле. Нужно трудиться и пролить много пота, отказывая себе в еще большем.
Кадр из фильма "Луна-парк" (1992), где под видом неонацистов показывали люберов
Нет особой разницы между металлистами, панками, хиппи или хипстерами разных стран. Но было на территории некогда нашей общей страны движение, аналог которого в других странах, наверное, не найти – это люберы или любера. Сейчас о них уже подзабыли, а напрасно. Как человек, сам во многом сформировавшийся под влиянием люберов и имевший счастье пообщаться с некоторыми представителями этой культуры, расскажу что знаю, дабы память народная не угасла.
Кто такие любера?
Вкратце люберов можно было бы назвать поклонниками ЗОЖ. Вот только чтением модных журнальчиков о диетах и о новшествах современной фитнесс-индустрии они себя не утруждали. Они больше верили в силу и мощь. Причем, очень важно, чтобы это была не показная, а функциональная сила.
Идеологом люберов Е.И. Колтун никогда не был, но авторитетом пользовался огромным
Из этой силы был сделан культ, как и из здоровья в целом. Поначалу в подвальных полулегальных качалках молодые люди просто готовились к службе в армии, но потом поняли, что идея имеет больший потенциал. Так сила, помноженная на любовь к родине и государству, стала культом.
Вот он тру-советский подход, лишенный гламура
Против кого дружили любера?
Что ни говори, но хороший враг сильно сплачивает друзей. Пока любера готовились «дать зверя» в армии, другая часть молодежи думала, как от нее «откосить». Таких было много, но особенно бросались в глаза различные неформалы, которые, не делая ничего путного, только хаяли «дебильный совок», пили горькую (и не только) и считали, что отказ от посещения парикмахерской автоматически делает их творческими личностями.
Любера восприняли их как идеологических противников и боролись с ними как умели – убеждением и кулаками или наоборот, что несколько эффективнее. Но не только неформалы вызывали неприязнь люберов: под их раздачу попадали и гопники. Кстати, рейды казанской гопоты в Москву с целью грабежа и принижения «высокомерных москвичей», очень быстро прекратили именно любера, столкновений с которыми гопники не перенесли.
Е.И.колтун и будущий президент российского бодибилдинга Дубинин (вправа)
Как тренировались любера?
В основе лежала силовая подготовка, где-то на стыке культуризма и пауэрлифтинга. Но односторонними люберы не были, очень многие (если не большинство) имели золотые значки ГТО и принимали участие в самых разных соревнованиях, включая единоборства и даже кроссы.
Для нормального любера было делом чести жать лежа хотя бы 150 кг, а разминка и заминка на боксерском мешке считалась неотъемлемой частью тренинга. В конце концов, изначально люберы все же готовились к службе в армии, где нужна разносторонность.
Наставниками у них были бывшие спортсмены, а не гламурного вида инструкторы, а так же бывшая десантура и «афганцы». В результате среднестатистический любер, вне зависимости от того, участвовал он в уличных боях или нет, был очень серьезных противником.
Картинка была не слишком презентабельная, но для побед на улицах этого хватало
Фактически у люберов вообще не было реального противника, и единственным молодежным движением, которое хоть как-то могло сопротивляться и даже пыталось наносить ответные удары, были металлисты. Но разница в физподготовке сказывалась, и победы стабильно оставались за люберами.
Забавно, но фашисты, тоже чтившие силу, но больше на словах, чем на деле, такого сопротивления как металлисты люберам оказать не смогли.
Родной подвал - что дом родной!
Закат движения
Проблемы начались вскоре после того, как люберами заинтересовалась милиция. Вначале она относилась к ним благосклонно и даже прибегала к помощи люберов. Но когда столкновения с неформалами стали приобретать характер побоищ, с участием сотен человек (некоторые сводки МВД сообщали и о тысячных толпах), с люберами было решено если и не покончить, то хотя бы взять под контроль.
Песчаные карьеры близ Люберец были советским аналогом калифорнийских качковских пляжей
Кого-то посадили, но решающее значение имело не это. Просто рухнула одна из основ люберской идеологии – рухнуло государство. Неформалы, проигрывая на улицах, выиграли поле словесных битв, постоянно мелькая на экранах как предвозвестники новой, светлой жизни. Им активно подпевали интеллигенты, которые на все лады и с каждого экрана стремились выказать свое презрение к Советскому Союзу, измышляя все новые презрительные эпитеты.
То же самое делали певцы, внезапно вставшие в позу Христа и утверждавшие, что жизнь в СССР вообще «нельзя жизнью назвать» (цитата из песни И. Талькова). Короче, граждане нашей страны, в том числе и высоколобые, плясали на руинах великой страны, втаптывая в грязь все без разбору, тем самым доказывая, что на всякого мудреца довольно простоты.
Кадры из все того же "Луна-парка"
Страна развалилась, идеология страны рухнула, да и сами любера повзрослели, а смены им не нашлось. И это вполне объяснимо, ведь, чтобы быть любером, нужно созидать самого себя хотя бы в физическом смысле. Нужно трудиться и пролить много пота, отказывая себе в еще большем.
Свежие комментарии