На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Завтра будет всегда

203 подписчика

Свежие комментарии

  • Виктор Шутт
    Полностью согласен !!!!   )))))«Русские сами буд...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    А вот без фашиста шульгина в конце было бы лучше. А я-то и думаю, за что его Путин полюбил? А вот за что: теперь абсо...«Русские сами буд...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    Очень глупое расуждение, видное даже мне, обычной пенсионерке-кухарке... Особенно про большевиков. Ладно ещё Екатерин...Эффект бабочки

Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

19:19 / 02.07.2018
1 500
1

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

«Мы не боимся русских. Мы боимся их вертолётов»

С началом войны СССР в Афганистане на Запад просочились слухи о каком-то Spetsnaz — элитных советских частях с загадочно-страшной репутацией.

Если обычная советская армия, по рассказам афганских «борцов за свободу» (или душманов, будущих террористов), ничего особенного из себя не представляла (если не считать вертолётов и штурмовиков Су-25), то спецназ был совсем другим делом… Как в анекдоте: «А этим зверям вообще оружия не выдают».

Например, один моджахед (т. е. участник джихада) из провинции Нангархар рассказывал, как они в сентябре 1986 года мирно обстреливали с горы советские войска в долине. Но однажды ночью случилось «а нас-то за что?»: советские десантники тихо залезли на совершенно неприступную гору и устроили противнику сюрприз. По описанию самих боевиков, они бы на такую гору ни за что не влезли. А вот Spetsnaz…


Водка и гимн СССР: обычный день простого советского спецназовца Дольфа Лундгрена, «Красный скорпион»

Поэтому бойца этого самого Spetsnaz в западном кино и прессе представляли в виде двухметрового супермена-головореза, в одиночку вырезающего беззащитные деревни Афганистана или Африки. А то и крадущегося с полонием в старую добрую Англию, как в «Четвёртом протоколе» Форсайта.

Паранойя усиливалась благодаря советским перебежчикам и дезертирам, с радостью рассказывающим всякие ужасы. Например, Виктор Суворов (Резун) живописал, как бойцы спецподразделений при допросе пленных своими легендарными лопатками отрубают им половые органы. Или что советская армия только и ждёт войны, чтобы перейти на сторону НАТО.
Ну собственно о развитии в советской армии подразделений спецназначения запад знал уже в 60-х, а в 1970-х рассматривал их как серьёзную угрозу. Тем более, что опыт хоть и весьма ограниченного их применения за рубежом уже был. Афганистан дал масштаб.
Григорий Пастушков, полевой эксперт в запасе

Однако, к чести зарубежных учёных, помимо фантазёров были в их рядах и настоящие специалисты — Стивен Залога, Родрик Брейтвейт, Лестер Грау. Они тщательно собирали и проверяли реальную информацию с обеих сторон. И что же они раскопали?

Охотники за караванами

Отряды специального назначения применяли в Афганистане все кому не лень: ГРУ, КГБ («Каскад») и даже МВД («Кобальт»). Поэтому возникала неизбежная путаница, усугубляемая секретностью.

Основной задачей спецназа ГРУ было перекрыть в Афганистан пути поставок оружия и боеприпасов из-за границы. «Каскад» вёл разведку, уничтожал наиболее опасных вождей душманов, не ввязываясь в «большие» боевые действия. А «Кобальт» помогал местной контрразведке — ХАД — работать с лидерами бандформирований и местными вождями.

В 1985 году даже создали «группу войск специального назначения», состоявшую из двух бригад и множества отдельных подразделений — от батальона до взвода. В совокупности в эту группу вошло около трёх тысяч спецназовцев.


Сотрудники группы «А» КГБ СССР, 1980-е

Спецназ благодаря отбору кадров и усиленной подготовке переносил как сильную жару, так и не менее сильный холод или горную болезнь… Он устраивал засады и проводил сложнейшие операции. Внезапно душманы поняли: с ними воюет умелый и хорошо оснащённый противник с необычной тактикой.

Оружие с ночными прицелами и глушителями, радиоуправляемые минные поля наносили душманам огромные потери. Часто «борцы за свободу» даже не успевали понять, что их атакуют — люди просто падали мёртвые. 15-20 минут боя, и очередной отряд боевиков разгромлен. Причём нередко наши бойцы потерь не имели, хотя противник превосходил в численности вдвое‑втрое.


Трофеи — китайский пулемет «Тип 53» (копия советского ДПМ) и английская винтовка Ли-Энфилд, также известная как «Бур»

Опытный журналист Эдуард Жирарде, немало походивший по Афганистану, писал: «Войска спецназа действуют быстро, тихо и смертоносно. За один рейд в декабре (1985 года) они вырезали 82 и ранили 60 партизан».

В другой засаде мая 1987 года спецназовцы перебили караван из 187 душманов. А чуть раньше, 5 января 1987 года, группа специального назначения захватила первые «стингеры». Тогда боевые вертолёты Ми-24 на бреющем полёте нашли и атаковали группу мотоциклистов.

А Ми-8 высадили десант за обратными скатами высот, отрезая отступление. На поле боя нашли три «стингера» — установки зенитных ракет, которые якобы изменили весь ход войны (хотя позже вышеупомянутый Брейтвейт обнаружил, что у такой версии нет доказательств).


Советский спецназ с первыми трофейными «Стингерами», 5 января 1987 года, район Джилавура

Необычные задачи для необычных войск

Спецназ в Афганистане мог получать солидную поддержку «традиционной» боевой техники или самостоятельно усиливать обычные войска.

Например, летом 1982 года 31-я группа спецназа лейтенанта Егиазарова (15 человек, два гранатомёта АГС-17, крупнокалиберный пулемёт ДШК и 82-мм миномёт «Поднос») получила задачу устроить наблюдательный пост в горах Панджшера. Чтобы душманы не могли незаметно подкрасться к афганским и советским позициям.

Хитрые бойцы помимо минных полей установили на подходе к посту малозаметное препятствие (МЗП) из проволоки, внешне напоминающее пружинный матрас. Нога угодившего в ловушку проходила внутрь, а вот обратно — уже нет.


МЗП, она же «Путанка»

МЗП и спасло спецназ от больших проблем, когда вскоре — во время обеда — отряд внезапно атаковали душманы. Первые наступающие застряли в проволоке, где их и перестреляли. Остальные отошли. В проволоке нашли четыре трупа.

Специалисты НАТО заинтересовались МЗП и написали, что неплохо бы и им иметь такую штуку.

20 марта 1986 года четыре разведгруппы спецназа, высадившись с вертолётов, отрезали душманам отступление из укрепрайона Хадигар. Каждая группа состояла из 16 человек с гранатомётом АГС-17, двумя пулемётами и одной снайперской винтовкой.

Спецназ прикрывал дивизион гаубиц Д-30, взвод зениток «Шилка», эскадрилья вертолётов Ми-24 и Ми-8, а также ещё одна — штурмовиков Су-25. Не считая двух батальонов мотопехоты, после трёх часов бомбёжек атаковавших базу боевиков в лоб.


На фоне «Шилки»

Итог: убито 20 душманов, четыре пулемёта ДШК уничтожено, два захвачено, взяты боеприпасы и документы. Советские войска потерь не понесли. Однако, как советские, так и зарубежные аналитики при разборе боя подозревали, что большая часть душманов попросту успела сбежать.
Увы, без полноценного перекрытия границы все усилия спецназа походили на перенос воды решетом.

А увеличить «ограниченный контингент» ни одно советское правительство 80-х не решилось.

Спустя дюжину лет после вывода войск СССР из Афганистана история пошутила. Частям спецназа США и Британии пришлось воевать против тех самых людей, которых они же недавно учили убивать «шурави» (т. е. советских). Но это — тема другого рассказа.

Евгений Белаш

Картина дня

наверх