На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Завтра будет всегда

203 подписчика

Свежие комментарии

  • Виктор Шутт
    Полностью согласен !!!!   )))))«Русские сами буд...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    А вот без фашиста шульгина в конце было бы лучше. А я-то и думаю, за что его Путин полюбил? А вот за что: теперь абсо...«Русские сами буд...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    Очень глупое расуждение, видное даже мне, обычной пенсионерке-кухарке... Особенно про большевиков. Ладно ещё Екатерин...Эффект бабочки

«Мелкашка» в СССР: русские приключения патрона 5,6 мм

«Мелкашка» в СССР: русские приключения патрона 5,6 мм

17:00 / 30.11.2018
1 136
0
С «мелкашкой» в нашей стране не задалось. Спорт, охота — и никакого серьёзного применения для маленького патрона 5,6 мм. Однако для военных всё же попытались создать интересные варианты оружия, основанного именно на этой «мелочи». Что же в итоге получилось?


В СССР 5,6-мм патрон, разумеется, давно и хорошо знали — и не только охотники. По самым скромным подсчётам, значок «Ворошиловский стрелок» вручили шести миллионам юных (и не очень) граждан, которые проходили начальное обучение именно на болтовых «мелкашках».


«Товарищи Ворошилов и Горький в тире». Художник Василий Сварога, 1933 год

Но с применением в военных, шпионских и милицейских целях дело не задалось. На патрон навечно повесили ярлык «спортивно-охотничий». Тем не менее, спорт в СССР всегда был в почёте не только у гражданских, но и у военных. Вот под них-то и создавались самые интересные образцы…

Пистолет

Израильские спецслужбы в 60-е–70-е годы использовали пистолет «Беретта М71» под патрон .22lr — и, похоже, довольно успешно. Но какие бы легенды и мифы ни слагали об отважных еврейских разведчиках, нужно понимать, что мелкокалиберный патрон они использовали, скажем честно, не от хорошей жизни — по бедности.

Сами судите: страна маленькая, собственный ВПК никакой, кругом враги, экономика во многом зависит от пожертвований «снаружи», всерьёз говорить о выпуске оружия специального назначения, предназначенного для ликвидаций, просто смешно.

Мало того, что такое оружие будет малосерийным и потому дорогим — вы только представьте, какие суммы придётся вбухать в НИОКР! Так что сынам Сиона пришлось компенсировать ТТХ (тактико-технические характеристики) малокалиберного патрона виртуозной точностью стрельбы и личным упорством.

Другое дело СССР: советская разведка выступала на переднем крае борьбы с мировым империализмом, так что денег на неё не жалели.
Если кому требовался, скажем, стреляющий портсигар под бесшумный патрон — тут даже именитые конструкторы брали под козырёк и в темпе выполняли заказ.

Так что патроном 5,6 мм отечественные силовики и во время Великой Отечественной, и в послевоенный период брезговали — у них были свои игрушки, помощнее, да и калибром побольше.

При этом довольно приличный малокалиберный «короткоствол» в Советском Союзе, разумеется, был — пусть и с военными корнями. Для военных спортсменов переделывали старый добрый «наган», коллектив под руководством Г. В. Севрюгина разрабатывал спортивные модели Р-3 и Р-4 с плавающим патронником, созданные на базе ТТ.


5,6-мм пистолеты Р-3 конструкции Г. В. Севрюгина

А уж из марголинского пистолета МЦМ стреляла вся страна. В 90-е, кстати, «Марголина» довольно успешно обрезали и по длине ствола, и по названию. «Марго» вряд ли бы в чём-то уступил той же «Беретте М71».


5,6-мм пистолет «Марго»

Полуавтоматическая винтовка

В середине ХХ века аксиома «болтовая винтовка точнее полуавтомата» сомнению не подвергалась. Но что же делать, коли основная армейская «снайперка» — это именно самозарядка? А снайперов армии нужно много, они в каждом мотострелковом отделении должны быть. Их учить надо, и чем раньше — тем лучше.

Поэтому в 1968 году конструктор Евгений Драгунов попытался родить сестрёнку для своей знаменитой СВД: у винтовки ТСВ-1 (тренировочная снайперская винтовка) были те же органы управления, но использовала она 5,6-мм патрон.


5,6-мм винтовка ТСВ-1

Предполагалось, что ТСВ будет использоваться для первоначального обучения стрелков-снайперов, но дело ограничилось опытной партией, а в серию винтовка так и не пошла. Жаль: по виду получилась очень славная машинка…

Пулемёт

При словах «малокалиберный пулемёт» большая часть населения недоумённо вскинет брови, а более образованные сразу припомнят заокеанский пистолет-пулемёт «American-180». Тем не менее, в 30-е годы ХХ века ОСОАВИАХИМ охотно использовал для обучения стрельбе такие изделия, сконструированные оружейником Михаилом Николаевичем Блюмом.
Пулемётчики Красной армии были ой, как нужны — но народную копейку следовало беречь.

А малокалиберный патрон в разы дешевле полноценного винтовочного 7,62×54R. В качестве так называемой «паразитной установки» блюмовские скорострелки с барабанным магазином оригинальной конструкции либо устанавливали на корпус пулемётов «Максим» сверху, либо придавали им вид танкового или пехотного варианта пулемётов Дегтярёва.


5,6-мм пулемёт Блюма в станковом исполнении

Всего «пулемётов-заменителей» выпустили почти три тысячи штук. Сам же Блюм, страстно увлекающийся охотой, предлагал использовать своё творение в качестве автоматического охотничьего карабина: он обнаружил, что выпущенные с высокой скоростью пять-восемь патронов 22-го калибра вполне заменяют картечный выстрел. Такое оружие вполне пригодилось бы при отстреле волка, косули, а то и некрупного кабана.


5,6-мм пулемёт Блюма в ручном исполнении

Впрочем, советское государство эту идею не поддержало: уж больно охотники мутный народ.

Винтовка с ручной перезарядкой

Советская милиция обращала на «мелкашку» больше внимания: ещё в 80-е–90-е годы в каждой райотделовской оружейке имелись малокалиберные винтовки ТОЗ-8 или ТОЗ-12 с оптическими прицелами. Правда, предназначались они скорее для отстрела бешеных и агрессивных собак…

Лишь относительно недавно, уже в начале XXI века, силовики получили оснащённую глушителем винтовку СВ-99 калибра 5,6 мм, разработанную на базе спортивных биатлонных образцов.


5,6-мм винтовка CB-99

Короткого ствола вполне хватает для точной стрельбы на 50-75 метров; небольшой, но эффективный глушитель отлично выполняет свою задачу, приклад обеспечивает подгонку почти под любого стрелка, а скорость перезарядки у «биатлонок» всегда была на высоте.

Кстати, вместо приклада можно довольно быстро прикрепить пистолетную рукоятку, идущую в комплекте. В этом случае, конечно, о прицельной стрельбе никакой речи не идёт, но обороняться, стреляя от бедра (конструкторы учли и такой фантастический сценарий), вполне получится.

Однако по большей части «эсвэшки» пылятся в оружейках. Что же не так?

Если не учитывать довольно солидный вес изделия в сборе (3,75 кило), то ОМОНовские и СОБРовские снайперы попросту так и не смогли понять нишу применения данного оружия. При наличии на вооружении «бесшумок» под патрон 9×39 мм особого смысла в «мелкашке» действительно нет.
Патрон слабый, ручная перезарядка не позволяет мгновенно послать в цель ещё одну пулю, а весит всё это хозяйство столько же, сколько «Винторез».

Так что в России удел «мелкашки» — первоначальное обучение стрельбе, охота, «плинкинг» (стрельба по различным нестандартным мишеням — пивные банки, бутылки и так далее) и спорт. Жаль, что она так мало распространена: в нашей стране для её покупки надо владеть гладкоствольным оружием — и ждать долгие пять лет.

Юрий Мюллер

Картина дня

наверх