На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Завтра будет всегда

203 подписчика

Свежие комментарии

  • Виктор Шутт
    Полностью согласен !!!!   )))))«Русские сами буд...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    А вот без фашиста шульгина в конце было бы лучше. А я-то и думаю, за что его Путин полюбил? А вот за что: теперь абсо...«Русские сами буд...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    Очень глупое расуждение, видное даже мне, обычной пенсионерке-кухарке... Особенно про большевиков. Ладно ещё Екатерин...Эффект бабочки

Сергей Мацапура: супергерой своего времени

На войне нужно делать многое — наводить пушку, бить штыком, брать языков, взрывать мосты, катать танковые траки по двести кило, беседовать с немцами, таранить танки и самолёты. Мы расскажем вам об уникальном человеке — Сергее Мацапуре, который один умел делать всё вышеперечисленное.

Начало

Первые дни Великой Отечественной войны, Литва. Младший сержант Мацапура, наводчик с довоенной выучкой, бьёт прямой наводкой по немецким танкам. Отступление, ещё одно окружение… Почти весь полк гибнет.Немецкие солдаты у подбитого в Литве КВ-2

Однако Мацапура выжил. Теперь он разведчик: без шума берёт во вражеском тылу языков, снимает часовых, подрывает мост и водокачку. Носит гранату на брючном ремне, чтобы не попасть в плен. А вскоре станет… танкистом, точнее, механиком-водителем Т‑34.

Чему учат танкистов

Сергей Мацапура прошёл суровую, но жизненно важную «школу» танкиста. В тылу ветераны первых боёв обучали его не только водить машину, но и отличать звук мотора немецкого танка T-III от советского Т-34. Плюс месяц работы на танковом заводе дал возможность экипажу Мацапуры в составе маршевой роты облазить «тридцатьчетвёрку», что называется, от и до.

Но и после, уже в войсках, молодого механика продолжали нещадно гонять, заставляя на марше постоянно докладывать показания приборов. Так его приучали видеть приборный щиток.

Опытный мехвод мог с лёгкостью сказать, по какому грунту едет его танк, ориентируясь всего лишь на звук гусениц или на запах свежей земли.


Ещё учили при помощи пары брёвен вытаскивать танк из болота и грамотно таранить деревья и другие цели. Как? Бить лобовой бронёй, а не гусеницами, чтобы те не слетели и не порвались.Т-34-85 форсирует реку

Летом 1944 года Мацапура стал опытным механиком-водителем новейшего Т-34-85. Его батальон вышел к небольшой речке… и попал в болото. Почти все машины застряли. Вот-вот могут налететь немцы и разбомбить батальон. Что делать? Сергей пешком прощупал дорогу — где по грудь, где по горло, а то и вплавь. Затем аккуратно провёл танк по болоту, отпихивая одной рукой лезущие в открытый люк траву и грязь. А уже с твёрдой земли танк Мацапуры тросом вытащил ближайшую машину, они вдвоём — третью, и понеслось…

Тараним всё

Один из самых удивительных эпизодов случился у города Любень, когда танки внезапно прорвались к вражескому аэродрому. Сергей принялся аккуратно, как учили, таранить «юнкерсы». Три самолёта раздавил удачно, а на четвёртом всё же погнул лобовой пулемёт.

В бою можно пойти на хитрости — повесить на ствол орудия ведро с выбитым дном (изображая дульный тормоз немецких машин), а мотор танка заставить работать с подвыванием — под немецкий.

Замаскированный таким манером Т-34 Мацапуры ночью буквально подкрался к немецкой засаде из трёх танков. Снова удар лобовой броней — и танк противника перевёрнут. Ещё удар — и следующий танк готов. На третьем Т-34 порвал бандаж на левой гусенице.

Позже танкисты узнали от пленных, что немцы, ожидая советские машины, замёрзли в машинах с заглушенным мотором, «приняли» для согрева и… просто заснули.

В отличие от них в бригаде Мацапуры на марше и перед боем не пили никогда.

Но и это ещё не всё! В следующем бою у города Иновроцлава Сергей творил вовсе невероятное. Представьте себе механика, ведущего танк и попутно отстреливающего немецких солдат с фаустпатронами прямо через открытый люк. Не может быть? Мехвод смотрел снизу вверх (а десант — сверху вниз) и поэтому часто раньше других замечал угрозу. На такой случай механики носили пистолеты в переднем кармане комбинезона.Немецких солдат учат пользоваться фаустпатронами

Чтобы фаустники не попали в танк, Мацапуре пришлось работать рычагами и педалью «как бешеному» (по его словам). Причём водитель успел с десяти шагов увидеть одного из фаустников и свалить выстрелом. Ещё двух противотанкистов пристрелили десантники с машины героя.

Помогла боевая хитрость. Закрытый люк механика-водителя защищал от случайных осколков и пуль, но ограничивал обзор. Поэтому в ночном бою или в туман его приходилось открывать. Но опытные танкисты не ставили крышку люка на стопор, и она при движении танка колебалась на пружинах. При необходимости крышку можно было мгновенно захлопнуть. Сергея такая тактика защищала много раз, и лишь однажды его ранило через люк несколькими мелкими осколками в левую руку.

Всего за бой, в котором танкисту пришлось повоевать и пистолетом, восемь человек из одного танкового взвода (включая Мацапуру) получили Героев Советского Союза. Только один Т-34 уничтожил тогда два паровоза, двенадцать самолётов и шесть автомашин в придачу. Метко стрелявший командир орудия Ёлкин получил «Красную звезду», командир танка Пилипенко и мехвод Дарбинян — Героев.Советские Т-34 на марше

После войны Мацапура, отслужив почти двадцать лет в милиции, спокойно и обстоятельно изложил все эти невероятные события в мемуарах. Причём его личные заслуги и редкостное мастерство, как и умения боевых товарищей Мацапуры, подтверждаются документами частей.

Евгений Белаш

Картина дня

наверх