На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Завтра будет всегда

203 подписчика

Свежие комментарии

  • Виктор Шутт
    Полностью согласен !!!!   )))))«Русские сами буд...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    А вот без фашиста шульгина в конце было бы лучше. А я-то и думаю, за что его Путин полюбил? А вот за что: теперь абсо...«Русские сами буд...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    Очень глупое расуждение, видное даже мне, обычной пенсионерке-кухарке... Особенно про большевиков. Ладно ещё Екатерин...Эффект бабочки

Лидия Литвяк – прирожденная лётчица

Лидия Литвяк – прирожденная лётчица

 

 

Увлечение авиацией, появившееся в нашей стране в начале XX века, стало достаточно широким явлением уже в советской России. В аэроклубы, открывшиеся во многих крупных городах, приходили учиться и юноши, и девушки. Идея служить Отечеству, несмотря на смену политической системы, не исчезла.

В середине 30-х годов советские пилоты вырвались в лидеры по количеству мировых авиационных рекордов. Наравне с мужчинами-пилотами шли женщины, так, после беспосадочных перелетов на Дальний Восток Валерия Чкалова и Владимира Коккинаки этот рекорд повторили советские летчицы.

В годы войны женщины-пилоты также не отставали от мужчины, и внесли весомый вклад в общее дело Победы. Среди них особое место занимает Лидия Литвяк, по числу сбитых вражеских самолетов она считается лучшей летчицей-истребителем.

Свой первый самостоятельный вылет она совершила в 15 лет во время учебы в Центральном аэроклубе им. Чкалова. Обучение летному делу продолжила в Херсоне, вернулась в столицу для работы летным инструктором, по версии журнала «Самолет» являлась лучшим инструктором московских аэроклубов.

Когда началась война, Лида подала заявление на прием в формирующийся женский истребительный авиаполк. Ей не хватало часов налета, и она дописала нужную цифру. Юноши, чтобы попасть на фронт, прибавляли себе возраст, а девушка прибавила себе часы налета.

Лида прошла обучения для полетов на истребителе «Як-1 и заступила в составе 586-го женского авиационного полка на боевое дежурство в небе над Саратовом. Здесь она приняла боевое крещение, сбив в августе 1942 года в группе бомбардировщик Ju-88.

Бить фашиста она продолжила на самолете «Ла-5» – новом истребителе, запущенным в производство в 1942 году. В небе над Сталинградом сбила два бомбардировщика Ju-88 и истребитель Me-109. В это время по просьбе летчицы на фюзеляже ее самолета нарисовали белую лилию, этот цветок чем-то напоминал хрупкую белокурую девушку, название цветка стало ее радиопозывным, а саму Лидию стали называть «Белой лилией Сталинграда».

Мастерство Литвяк не могло остаться незамеченным, ее переводят в полк асов - 9-й гвардейский Одесский истребительный авиаполк, а позже в 296-й истребительный авиаполк. Здесь она встретила свою любовь – Алексея Соломатина, он был командиром эскадрильи, за Алексея она вскоре выйдет замуж.

В одном из боев в феврале 1943 года Литвяк собьет два самолета, ее самолет тоже окажется подбитым и она совершит вынужденную посадку на территории противника. Немецкие солдаты попытались взять ее в плен, но Литвяк спас летчик-штурмовик, огнем пулемета он отогнал немцев, посадил самолет и вывез Лидию Владимировну из окружения.

22 марта 1943 года во время выполнения боевого задания над Ростовом-на-Дону она оказалась одна против группы «мессершмиттов». Бой вела, будучи раненой, и сумела посадить поврежденный «Як» на полосу аэродрома.

В мае 1943 года она потеряла мужа – Герой Советского Союза гвардии капитан Соломатин разбился на ее глазах. В июне во время воздушного боя погибла ее лучшая подруга Екатерина Буданова. Для Лидии Владимировны это стало сильнейшим ударом. Но она не сдалась, а продолжила бить врага.

1 августа 1943 года во время битвы на реке Миус вблизи города Антрацит она совершила четыре боевых вылета, в которых уничтожила три самолета противника, два из них персонально. Но из четвертого вылета, в который отправилась в составе шестерки «яков», она не вернулась, погибла во время боя.

К сожалению, место падения самолета и тело летчицы в годы войны обнаружить не удалось. Произошло то, чего так опасалась «Белая Лилия» - она оказалась в числе пропавших без вести. Установить место захоронения пилота удалось лишь в 1979 году.

Звание Героя Советского Союза гвардии младшему лейтенанту Лидии Владимировне Литвяк было присвоено уже посмертно в 1990 году.

Хрупкая девушка, которой был всего двадцать один год, сбила 11 лично и 3 в составе группы самолетов противника и уничтожила два аэростата-корректировщика.

Летчик-ас Борис Еремин назовет Лидию Владимировну прирожденная летчицей, которая умела видеть воздух.

Кирилл Брагин

Источник: rusplt.ru

Картина дня

наверх