Перевоспитание пьяницы и хулигана Феди (артист Алексей Смирнов) - одна из самых смешных сцен фильма. Фото: кадр из фильма.

50 лет - «Операции «Ы»: Чиновники решили, что фильм оскорбляет народы АфрикиКомментарии: 46
Шурика могли сыграть Миронов и Петросян
Режиссер Леонид Гайдай обычно брал за основу готовый сюжет и делал его смешнее.
Так произошло и со сценарием Якова Костюковского и Мориса Слободского «Несерьезные истории».- Начальный вариант состоял из двух новелл с главным героем - студентом Владиком, - рассказал «КП» писатель Федор Раззаков. - В первой новелле студент перевоспитывал невежу, во второй - мальчика-забияку. Вместе с авторами Гайдай переработал новеллы. В первой студент на стройке лечит Федю от хулиганства трудотерапией. Сюжет ко второй новелле, в которой главный герой готовится к экзамену, «позаимствован» из польского юмористического журнала «Шпильки» (который, кстати, был источником вдохновения и для авторов знаменитого «Кабачка «13 стульев»).
Третью историю, о сорванном ограблении, режиссер предложил сделать специально под троицу Никулин - Моргунов - Вицин, ранее блеснувшую в его «Самогонщиках».
Образ Шурика примеряли на себя многие. Велись переговоры с Андреем Мироновым. Пробовались Олег Видов, Всеволод Абдулов, Валерий Носик, а также Евгений Петросян, который тогда выступал под фамилией Петров. Сегодня Петросян утверждает, что именно он, получив отказ, посоветовал помощнику режиссера посмотреть артиста из Ленинграда Александра Демьяненко.
|
Взглянув на фотографию Демьяненко, Гайдай почувствовал: горячо! И поехал в Ленинград познакомиться с артистом лично. Даже внешне актер и режиссер оказались похожи.
- Леня много личного вложил в Шурика, - считает вдова режиссера Нина Гребешкова. - Свою наивность, равнодушие к материальным благам.
Ради роли Шурика Демьяненко согласился стать блондином. Гайдай решил, что светловолосый парень будет выглядеть более наивным. Корни волос отрастали, и их приходилось постоянно осветлять пергидролем. Демьяненко шутил, что с этой ролью рискует облысеть.
Кстати, очки Шурика - не реквизит: актер был близорук и снимался в собственных очках.
Селезнева устроила стриптиз
- На роль Лиды пробовались много молодых актрис, и я, 18-летняя, в том числе, - рассказала «КП» Наталья Селезнева. - Когда снова появилась в студии, Леонид Иович критически на меня посмотрел и сказал: «А фигура у тебя никакая». Я вспыхнула: «Это у меня-то?!» И в доказательство мигом скинула летнее платье. Гайдай улыбался... Оказалось, это он меня проверял.
Хорошая фигура нужна была для эпизода, когда Лида рядом с Шуриком раздевается, не отрываясь от конспекта.
Правда, на съемках выяснилось, что Селезнева на 10 сантиметров выше Демьяненко.
- Гайдай шел на разные ухищрения: Сашу ставили на табуреточку или выкапывали ямки для меня, - вспоминает актриса.
- Съемки начались, а неутомимый Гайдай продолжал по ходу добавлять в сценарий смешные фразы и диалоги, - продолжает Раззаков. - Историю из своей реальной армейской жизни он адаптировал для эпизода, когда милиционер раздает наряды «гражданам хулиганам, пьяницам, тунеядцам». Леонид Иович проходил воинскую службу в 1942 году в Монголии, где объезжал лошадей для фронта. Однажды в часть приехал военком для набора пополнения в действующую армию. На вопрос офицера «Кто в артиллерию?» Гайдай ответил: «Я!» То же он отвечал и на вопросы: «кто в кавалерию?», «во флот?», «в разведку?», чем вызвал раздражение военкома. «Подождите вы, Гайдай, - сказал военком. - Дайте огласить весь список». Слова «Огласите весь список, пожалуйста!» в кино произнес сам Гайдай, сыгравший эпизодическую роль «пятнадцатисуточника».
Главный автомобиль третьей новеллы «Операция «Ы» - «инвалидку» производства Серпуховского механического завода - после выхода фильма прозвали «моргуновка». В кадре Бывалый руками разворачивает машину на месте. Зрители поражались: «Какой сильный Моргунов!» На самом же деле авто поставили на скользкую поверхность - лед, присыпанный снегом. И Моргунов больше актерски «надрывался», чем реально.
Вицин защищал мышь от цензуры
От сценарной заявки до приемки картины в Госкино Гайдаю пришлось пройти 19 инстанций! В редакционной коллегии картину приняли прохладно, дали вторую категорию.
- Цензоры говорили, что в сцене с Басовым (сыгравшим милиционера) мы высмеяли всю советскую милицию, - вспоминал сценарист Яков Костюковский. - Якобы мы провели в фильме идею: мол, с хулиганом ни власть, ни милиция не справились, а смог только студент-очкарик. Ну и самое нелепое обвинение - что мы в эпизоде, когда превращенного в «негра» Федю воспитывает кнутом Шурик, издеваемся над... народами Центральной Африки! С трудом удалось отбиться. Также требовали вырезать мышь, которая, «надышавшись хлороформом», падает рядом с троицей Трус - Балбес - Бывалый. Говорили, что это неэтично. Тут мы пришли в ярость. Реальных аргументов, чем не угодила мышь, не услышали. А для фильма это была находка!
|
Кстати, эту серую артистку привел на съемки дрессировщик Князев, и хвостатая посмешила всех. Самым ретивым защитником мыши был Георгий Вицин.
ДЕНЕЖКИ
Гонорары
Л. Гайдай - 2375 рублей плюс 1500 за соавторство в написании сценария
А. Демьяненко - 3376 рублей
М. Пуговкин - 875 рублей
Н. Селезнева - 450 рублей
Г. Вицин - 1620 рублей
Ю. Никулин - 1620 рублей
Е. Моргунов - 810 рублей
(В середине 60-х средняя зарплата составляла 93 руб. в месяц.)
ФАКТ
Съемки были закончены весной 1965 года, а в прокат комедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» вышла 16 августа. До конца года фильм собрал 69 миллионов 600 тысяч зрителей! И Госкино сменило ленте категорию - со второй на высшую.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Шурик, победитель великанов
Денис ГОРЕЛОВ
Тема студенчества в нашем тогдашнем кино была не раскрыта, а закрыта
Студенты выглядели суррогатом, недолюдьми, несерьезной публикой. Жилья нет (общага да «у мамы»). Заработка нет. Перспектив на деторождение никаких. Ни взрослый, ни дитя, один гонор да учебники под мышкой. Хрущев к студенту относился, как Тарас Бульба: сам породил - сам и прибью (как известно, первый серьезный конкурс в московских вузах случился летом 53-го, когда колхозникам выдали паспорта и вольную, но за все 11 лет Никитиного правления на экране не появилось ни одного положительного студента). Субкультура складывалась автономно, лишь изредка просачиваясь в новорожденную «Юность»: свой сленг (хвосты-стипуха-сопромат), свой фольклор («от сессии до сессии живут студенты весело»), свой образ жизни. Студенчество «подходило» и перло наружу, как тесто в квашне. Молодые рабочие в «Я шагаю по Москве», «Заставе Ильича», «Утренних поездах» выглядели все ненатуральнее: признать в этих пижонах-балаболках сталеваров и метростроевцев, рабочую косточку, с каждым годом становилось труднее. Тут пришел Брежнев и дал вольную уже интеллигенции, а с нею и ее стажерам. Родился КВН, названный в честь одноименного телевизора, а на экран зашел очкарик, застенчиво вытер ноги в кедах и представился: «Саша».
Один из самых пикантных кадров фильма: увлеченный зубрежкой Шурик не замечает раздевшуюся Лиду. Но зрители заметили и оценили. Фото: кадр из фильма.

Раньше, в сценарии, Шурика звали Владиком - но имя артиста прилипло к герою намертво. Возможно, повлияло и то, что перед «Операцией» Демьяненко дважды сыграл чекистов - в «Сотруднике ЧК» и «Государственном преступнике», а молодых офицеров ГБ за глаза звали Шуриками в честь их босса «Железного Шурика» Шелепина. Гайдай уже придумал и обкатал заветную троицу Никулин - Вицин - Моргунов на «Псе Барбосе» и «Самогонщиках», прощупал актерские, а не клоунские данные двух из них в «Деловых людях», там же освоил трехактную структуру: ясно было, что эксцентрика спринтерский жанр, долгих повествований не терпит, а значит, нужно собирать «коротышки» в альманах. Все было готово и трепыхалось, как ракета на старте. Три предельно узнаваемых антиобщественных типа, полузапретный, а оттого предельно востребованный студенческий миф, с виду неловкий, но с блестящей акробатической подготовкой артист Демьяненко, огневой композитор Зацепин и новая смешливая, реактивная аудитория из подросших детей беби-бума - могло ли это не совпасть, не сработать, не выстрелить?
«Операция «Ы» стала чемпионом проката, побив рекорд «Человека-амфибии».
«Кавказская пленница» стала чемпионом проката, побив рекорд «Операции «Ы».
Шурик жег.
«Студдент», - сказал ему Федя в момент административного ареста, и видно было, что это ругательство. Шурик ответил с прибором, с верхом, с горочкой: получив чувствительных пинков с Феди и Балбеса, он в «Операции» и «Пленнице» повел настоящую вендетту против пятых точек противника: Феде всыпал розог, троице - по соразмерному шприцу, а товарищу Саахову - два ствола крупнокалиберной кристаллической соли. «Шурик, это не наши методы», - тревожно заканючили воспитуемые и как-то сразу перешли на вы.
Сохранив сословную деликатность и заботу о пассажирах с детьми, он яростно бился за народное добро на рапирах, ведрах, балалайках и отбойных молотках. Самостоятельно зарабатывал («Я вам денежку принес за квартиру за январь»). Уже в 65-м не хныкал на кризис легкой промышленности, а носил вполне справные джинсики - хоть и короткие, хоть и польские, хоть и собакой покусанные, а все ж с заклепочками где надо и простроченные по всей длине. Развалил часовню. Прыгал с коня в драндулет. И даже в три часа ночи мог показать, как пройти в библиотеку.
Ясно, что все богини Москвы и Черноморского побережья в белых босоножках были его. Конечно, читать им стихи шестидесятнического идола Ярослава Смелякова было необязательно: они ломали и ритм, и смешливую интонацию, - но без стихов студенту никуда, а много более уместный Николай Глазков («От ерунды зависит многое, /И, верный милым пустякам, /Готов валяться я у ног ее /Из-за любви к ее ногам») в те годы печатался только в самиздате - лично и придумав это слово.
Еще один вкусовой промах заметил лучший из гайдаеведов Сергей Добротворский. Федя жмется среди луж под обстрелом отбойного молотка. В 65-м ему 41 - стало быть, воевал, и как втыкаются рядом пули в песок, знает; хохмить над этим следующим поколениям Шуриков необязательно. И Гайдай, и Никулин, и сам Алексей Смирнов прошли фронт - возможно, поэтому и не придали значения. Смешно же - так пусть будет.
Советский Союз менялся, все решительнее порывая с пещерными порядками люмпенских окраин. Городской житель почуял силу и численное преимущество и вышел на бой с деклассированными балбесами. Богом этой войны, образцовым ее орденоносцем стал студент товарищ Шурик.
«Бить будете?» - спросили балбесы.
«Нет, - отвечал Шурик. - Проводить воспитательную работу».
И всем становилось ясно, что будет именно бить.
Аккуратно, но сильно.
Свежие комментарии