На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Завтра будет всегда

203 подписчика

Свежие комментарии

  • Жанна Чешева (Баранова)
    И что же этот придурок под конец жизни вдруг сказанул, что место, где она находится, надо разровнять и построить что-...Дорогая моя, нена...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    И уже тогда! на превый план - своего Джона, а нашего Ваню где-то на задворки, чуть румку сдвинь - и его не будет даже...Битва за Берлин: ...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    Даже заголовок насмешил)) Ну да, стоял на страже с ледорубом)))) Мутная статейка, но приправленная правильными картин...Троцкизм. Сталин ...

Лучшая советская самоходка времен Великой Отечественной войны

Лучшая советская самоходка времен Великой Отечественной войны

Советские самоходки стали серьезным подспорьем для Красной армии. Например, Су-76 разработки 1942 года поддержали фронт в условиях тяжелых потерь в бронетехнике на фоне трагедии 1941. Создавались такие САУ на базе легких танков Т-60 и Т-70. Появившаяся в 1943 году Су-85 была куда более серьезной машиной и создавалась на базе уже средних танков Т-34. В связи с этим может сложиться впечатление, что знаменитые советские «сухари» стали плодом необходимости… В действительности идея насыщения армии самоходками появилась еще до начала Великой Отечественной войны.



Су-76 появилась в 1942 году.

Эксперименты с самоходными орудиями проводились на советских танковых предприятиях еще в 1930-х и 1940 году. Более того, идея поставить ту самую 85-мм пушку на шасси танка Т-34 появились еще в августе 1940 года. Работали по этому направлению специалисты калининского завода №8. Однако на тот момент было решительно не понятно, каким именно способом должно быть установлено 85-мм зенитное орудие так, чтобы при этом не пришлось переделывать все танковое шасси. И все же несмотря на проблемы в разработке, в армии «сухари» ждали. Командование готовилось к их появлению и даже выдвигало требования к перспективной самоходной артиллерии. Так, в мае 1941 предполагалось, что Красная армия должна обзавестись: САУ «охотниками на танки», САУ «истребителями укреплений», ЗСУ (зенитными самоходным установками), а также «штурмовыми» САУ для поддержки мотопехоты.


Су-85 на базе танка Т-34.

Однако, случился самый долгий день июня 1941 и планы пришлось оперативно корректировать. Хуже того, к 1943 году Красная армия фактически растеряла свое качественное превосходство над немецкой бронетехникой. Новые версии «четверок» и тяжелые «Тигры» уже были на фронте, а совсем скоро тевтонский зверинец должен был пополниться новенькими «Пантерами» и «Фердинандами». Красной армии были нужны не только новые хорошо вооруженные танки, но и самоходки.

Поэтому 5 мая 1943 года было принято решение о форсировании разработок в области усиления артиллерийского вооружения танков и самоходок. Форвардом этого процесса стал Уральский ЗТМ, который работал над установкой 85-мм зенитной пушки на шасси Т-34 еще с начала 1942 года. Именно тогда появились опытные, так и не пошедшие в серию самоходки с поворотной башней У-20 и У-20-II.


Самоходки очень помогли Красной армии.

И все же от концепции поворачивающейся башни специалисты завода решили отступить в пользу более «незамысловатых» систем. В 1943 году Уральский ЗТМ подготовил сразу четыре прототипа Су-85/122, которые отличались главным образом орудиями. Первая и четвертая модель сломались в ходе первых же испытаний. В финал же вышли самоходки Су-85-II и Су-122-IV. Однако, в конечном счете предпочтение отдали именно второй модели самоходки оснащенной пушкой Д-5С85 калибра 85 мм и длиной ствола 52 калибра. В сравнении с конкурентом это орудие обладало лучшей конечностью огня, большей скорострельностью и продвинутой эргономикой. Бронебойные снаряды выпускались из нее на скорости 792 км/ч и на дистанции до 1 км уверенно поражали тяжелые танки вермахта. На дистанции в 1.5 км пушка уверенно брала любую среднюю бронетехнику противника.


Су-85 было серьезной установкой.

В остальном «сухарик» в значительной степени соответствовал танку Т-34. Высокая степень унификации узлов и комплектующих, значительно облегчали ремонт и обслуживание Су-85, а также ускоряли и удешевляли производство машин. Боевая масса Су-85 была сопоставима с массой танков Т-34-76 и находилась на уровне 29 тонн. Таким образом в условиях использования аналогичного двигателя, подвески и ходовой, «сухарь» обладал в целом сопоставимыми со средним танком показателями скорости и проходимости. На шоссе Су-85 разгонялась от 47 до 55 км/ч.



К сожалению, новые самоходки опоздали на Курскую битву, где безусловно могли стать серьезным подспорьем для Красной армии. Впрочем, дебетировала 85-ая самоходка осенью 1943 года совсем неплохо, позитивно отличившись в боях по освобождению левобережной части УССР. Первые тяжёлые потери «Сухарики» понесли уже осенью 1944 в связи с тем, что некоторые командиры не брезговали использовать эти истребители бронетехники в качестве обычных танков. Из-за высоких потерь Ставке даже пришлось вводить прямой запрет на применении Су-85 в первых порядках и отрыве от остальных войск. С другой стороны, в том же 1944 году, Су-85 проявили себя с лучшей стороны в рамках летней Шауляйской наступательной операции, которая сегодня по праву считается наиболее успешным и ярким эпизодом применении советских самоходок.
Источник

Картина дня

наверх