Последние язычники России
Марийцы в фотографиях Олега Пономарёва
Фотограф Олег Пономарёв побывал на молении марийцев, где увидел,
как происходит жертвоприношение, и услышал, о чём просят богов последние
представители дохристианской религии в России. Коллеги из
интернет-журнала Bird In Flight публикуют фотопроект Пономарёва из республики Марий Эл.
Мы выдвигаемся в начале седьмого утра. Вокруг бескрайнее поле,
горизонт растворяется в густом тумане. Свернув с шоссе, мы
пристраиваемся в хвост вереницы автомобилей. Можно не сомневаться в том,
что пункт назначения у всех один: главное для любого марийца место,
священная роща Саваран-ото, где сегодня будет проходить самое крупное в
году Всемарийское моление.
Марийцы относятся к финно-угорской группе, их численность
составляет около 600 тысяч человек. Большинство проживает в республике
Марий Эл: в западной части — горные мари, в восточной — луговые.
Несмотря на то, что марийцы тесно сожительствуют с другими народностями —
русскими, татарами, удмуртами — им удалось сохранить свою самобытную
культуру. При этом наряду с традиционной марийской верой в республике
также исповедуют христианство и ислам. Даже внутри одной семьи разные её
поколения могут придерживаться разных религиозных взглядов.
В основе марийской веры — единение с природой, понимание того,
что от природы нельзя брать больше, чем она даёт.
традициям, в святых местах запрещено рубить деревья, даже высохшие.
Жители деревни дождутся, пока дерево само упадёт, возьмут его на руки и
отнесут в лес, чтобы оно, сгнив, ушло в землю к богам.
У марийцев нет священных книг. Все знания о праздниках, правилах
проведения молений они передают из уст в уста — от отца к сыну или от
карта к его ученику. Один из праздников — Шорыкйол (Неделя овечьей
ноги). Это неделя с первой пятницы нового года. Суть Шорыкйол в
следующем: после лета световой день становится короче, ночь длиннее —
это нужно, чтобы земля отдыхала, чтобы люди меньше по ней ходили. А с
первой недели нового года день начинает прибывать — так земля даёт
понять, что она вновь полна сил.
Однако главными днями в году являются дни молений. В зависимости
от масштаба моления на нём может присутствовать от нескольких десятков
до нескольких тысяч человек.
Несмотря на ранний час, подготовка к молению в роще Саваран-ото идёт
полным ходом. Одни выгружают из кузовов котлы, другие обустраивают вход в
рощу, натягивая на заранее вкопанные столбы широкую белую ленту с
марийским узором, мимо проходят женщины с огромными пакетами, из которых
с любопытством выглядывают гуси.
Перед аркой все верующие на секунду задерживаются, произносят
короткую молитву и с поклоном проходят этот портал, переносящий их в
место, где им предстоит просить у богов благополучия и приносить им в
дар жертвенных животных.
Роща заполняется людьми. В ближайшие 11-12 часов предстоит много
работы: нужно наколоть дров, вскипятить воду в огромных котлах, где
будет готовиться трапеза, заколоть и разделать животных. За всё отвечают
карты — это те самые старейшины, которые будут проводить моление. Они
знают все тонкости церемонии.
Верующие распределяются между пятью жертвенными кострами, у
каждого из которых молятся разным богам. У одного просят здоровья и
хорошего урожая, у другого замаливают грехи предков, молятся за мир,
рождение детей, чистоту рек, здоровье скота.
Самое большое скопление у двух костров. У одного собираются молиться
всевышнему богу марийского народа Тунг Ош Кугу Юмо. Моление будет
проводить верховный карт республики Марий Эл. У второго костра молятся
Матери Божьей, у которой принято просить «здоровья и процветания всем,
рожденным в земном мире».
Возле каждого костра располагаются огромные столы, на которые каждый
верующий должен принести какую-нибудь трапезу. Очень скоро они будут
заполнены свежим хлебом, блинами, лепешками и квасом. На стопки блинов
марийцы кладут специальные пирамидки из творога, символизирующие
направление энергии к небу.
Карты начинают проводить ритуал, после которого можно будет
принести в жертву животных. Произнося молитву, карт обливает голову и
спину гуся родниковой водой, затем медленно отходит. Буквально через
пару минут гусь вытягивается во весь рост и начинает бить крыльями — это
означает, что боги готовы принять жертву. Марийцы выстраиваются в
длинную очередь к помощнику карта, который будет закалывать животных.
После того как животные разделаны, их распределяют по разным котлам (для
разных богов) и оставляют вариться.
Бараньи шкуры и потроха сжигают сразу, рога — позже, под молитву.
Кровь сливают в отдельный таз, из неё готовят котлеты, которые затем
добавляют в бульон. Готовность определяется только по запаху — пробовать
до окончания молитвы ничего нельзя. Процесс готовки — сложный ритуал,
готовясь к которому, молодые карты обычно консультируются со старшими.
Затем начинается трапеза. Марийцы выстраиваются в очередь за
бульоном, кашей и теми самыми блинами и лепёшками, которые они берут из
рук картов. Теперь они небольшими группами распределяются по роще,
садятся на заготовленные лапники и трапезничают.
Остается только убраться в роще, чтобы природа знала, что люди пришли
сюда с благими помыслами: перья птиц и шкуры животных сжигают, рощу
убирают граблями.
В завершение карты проводят обряд закрытия рощи и покидают её
последними. После этого сюда можно будет зайти только на следующем
молении.
Свежие комментарии