На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Завтра будет всегда

204 подписчика

Свежие комментарии

  • Жанна Чешева (Баранова)
    gazeta.ru входит в холдинг Афиша-Рамблер-SUP, зарегистрированный на Кипре. Занимает первое место по цитируемости сред...Как прошли секрет...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    И что же этот придурок под конец жизни вдруг сказанул, что место, где она находится, надо разровнять и построить что-...Дорогая моя, нена...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    И уже тогда! на превый план - своего Джона, а нашего Ваню где-то на задворки, чуть румку сдвинь - и его не будет даже...Битва за Берлин: ...

В погоне за дефицитом

В погоне за дефицитом

Вна­ча­ле несколь­ко слов по ком­мен­та­ри­ям в преды­ду­щем посте. Всё, о чём я рас­ска­зы­ваю, ка­са­ет­ся хру­щёв­ских и бреж­нев­ских времён с ча­стич­ным за­хо­дом в начало 80-х иногда. О пе­ре­строй­ке речи нет!

Надо учи­ты­вать, что си­ту­а­ция в разных ре­ги­о­нах могла сильно от­ли­чать­ся.

На­пом­ню, что все ре­ги­о­ны в СССР де­ли­лись по т.н. ка­те­го­ри­ям снаб­же­ния, хотя это не афи­ши­ро­ва­лось. Скажем, Москва была вне ка­те­го­рий, Харь­ков и Но­во­си­бирск - первая ка­те­го­рия, а вот Са­ра­тов и почти всё По­вол­жье - какая-то по­след­няя - не знаю, сколь­ко их было. За­ви­се­ло это якобы от сте­пе­ни важ­но­сти го­ро­дов для Союза. Но не очень ве­рит­ся: чем тот же Са­ра­тов или Эн­гельс про­ви­нил­ся?

А ещё снаб­же­ние от­ли­ча­лось по рес­пуб­ли­кам. Самое лучшее - это При­бал­ти­ка, Грузия, Ар­ме­ния. Так же или ма­лость похуже - Укра­и­на. Потом Ка­зах­стан и Сред­няя Азия. Россия - на по­след­нем месте...

А теперь про­дол­жим вос­по­ми­на­ния. Но прежде чем пе­рей­дём к де­фи­ци­ту, вспом­ним ещё одно яв­ле­ние, где в прин­ци­пе не было оче­ре­дей. Это об­ще­ствен­ный транс­порт. В СССР счи­та­лось, что личные авто – не пер­спек­ти­ва, ос­нов­ное – это об­ще­ствен­ный транс­порт: ав­то­бу­сы, трол­лей­бу­сы, трам­ваи, метро… И глядя на ны­неш­ние пробки, ко­то­рые сти­хий­но воз­ни­ка­ют уже и в неболь­ших го­ро­дах, по­ни­ма­ешь, что тут власти были правы. Не говоря уже о де­фи­ци­те пар­ко­вок.

Однако и с об­ще­ствен­ным транс­пор­том были про­бле­мы.

Это – часы пик. В круп­ных го­ро­дах во­вре­мя успе­ва­ли на работу те, кто по­креп­че, у кого есть силы влезть в пе­ре­пол­нен­ный ав­то­бус. Тут уже было не до джентль­мен­ских манер. Помню, как мы в Харь­ко­ве до­би­ра­лись в ин­сти­тут по утрам. Толпа на оста­нов­ке, под­хо­дит трол­лей­бус, про­це­ду­ра, как в хоккее, на­зы­ва­ет­ся «вбра­сы­ва­ние». Только не шайбы, а себя. Сила и ско­рость. Хруп­ким де­вуш­кам делать нечего, я не знаю, как они об­хо­ди­лись.

И лишь часть пен­си­о­не­ров, ко­то­рым по каким-то при­чи­нам тоже нужно ехать именно в эти часы, пы­та­лись вло­мить­ся в дверь. А по­сколь­ку сил у них было мало, то в ход шли локти. Очень бо­лез­нен­ные для осталь­ных.

Из­ред­ка из этого пра­ви­ла были ис­клю­че­ния, когда люди на оста­нов­ках вы­стра­и­ва­лись в оче­редь. Это на неко­то­рых при­го­род­ных марш­ру­тах, к при­ме­ру, в ав­то­бу­сах Но­во­си­бирск – Ака­дем­го­ро­док или Вну­ко­во – До­мо­де­до­во.

Можно ли было как-то решить про­бле­му часов пик, или хотя бы пы­тать­ся это сде­лать? Ко­неч­но. К при­ме­ру, в те вре­ме­на ос­нов­ная на­груз­ка на транс­порт падала на время, когда на заводы едет мно­го­чис­лен­ный ра­бо­чий класс. А почему на всех за­во­дах боль­шо­го города первая смена для ра­бо­чих на­чи­на­лась в 7-00? Ведь для этого нет ни­ка­ких при­род­ных, эко­но­ми­че­ских или идео­ло­ги­че­ских причин. А го­су­дар­ство было цен­тра­ли­зо­ван­ное, все заводы го­су­дар­ствен­ные. Издай указ рас­сре­до­то­чить на разных за­во­дах начало смен, раз­вер­ни карту города с марш­ру­та­ми, при­вле­ки учёных: теорию мас­со­во­го об­слу­жи­ва­ния для кого раз­ра­ба­ты­ва­ли? Реши, на каких за­во­дах сдви­нуть начало работы на пол­ча­са, а на каких - на час, и про­бле­ма хоть и не решена, но из­ряд­но ослаб­ле­на. И энер­ге­ти­кам проще пи­ко­вые на­груз­ки сгла­жи­вать.

Увы, об этом никто не за­ду­мы­вал­ся. На­чаль­ство ездило на пер­со­наль­ных авто с пер­со­наль­ны­ми во­ди­те­ля­ми, осталь­ное их не вол­но­ва­ло.

Были и другие спо­со­бы. К при­ме­ру, наш завод строил себе жилой дом. Долго и му­тор­но, но строил. Только вот место для дома вы­де­ли­ли в… про­ти­во­по­лож­ном от завода районе города. Почему не рядом с за­во­дом, там ведь тоже есть жилой район, и паре сотен людей можно было бы ходить на работу пешком? Или никто не думал, или дом для на­чаль­ства, ко­то­рое о транс­пор­те не думает.

Ну а для пол­но­го сча­стья го­род­ские власти могли бы со­дей­ство­вать обмену квар­тир тем, кто решил пе­ре­ехать по­бли­же к месту работы. Транс­пор­том, груз­чи­ка­ми, по­мо­щью в про­пис­ке и т.д.

А самые боль­шие оче­ре­ди, на годы или даже на де­ся­ти­ле­тия, были в по­лу­че­нии квар­тир. Но тут ни­ка­ких пре­тен­зий быть не может: в каких ещё стра­нах бес­плат­ные квар­ти­ры давали? Оче­редь длин­ная? В меру воз­мож­но­стей. Пойди, купи дом или ко­опе­ра­тив­ную квар­ти­ру, кре­ди­ты давали, причём за смеш­ные 0,5 про­цен­та го­до­вых. За­ра­бо­тать тоже было где: на Севере пла­ти­ли «дурные гроши», как вы­ра­зил­ся один укра­ин­ский пат­ри­от, когда его по­прек­ну­ли тем, что он в Россию на за­ра­бот­ки ездит.

А теперь о де­фи­ци­те. Сразу надо на­пом­нить, что товары тогда де­ли­лись на со­ци­аль­ные, прочие, и пред­ме­ты рос­ко­ши. На со­ци­аль­ные товары цены были ниже се­бе­сто­и­мо­сти, то есть го­су­дар­ство про­да­ва­ло их себе в убыток. Это хлеб, многие другие про­дук­ты пи­та­ния, дет­ские товары, вклю­чая школь­ные учеб­ни­ки, и прочие жиз­нен­но необ­хо­ди­мые вещи. К при­ме­ру, как уже рас­ска­зы­вал в посте «Про жен­ские и муж­ские раз­ме­ры обуви :)» недо­ро­гие муж­ские туфли стоили 25 рублей, но те же туфли того же раз­ме­ра в дет­ском отделе стоили всего 10 рублей. Я со своим 39-м раз­ме­ром обуви из­ряд­но эко­но­мил. А де­тиш­ки как раз начали вдруг расти - ак­се­ле­ра­ция, так что в дет­ском отделе были раз­ме­ры и по­боль­ше, чем 39-й.

На пред­ме­ты рос­ко­ши на­о­бо­рот, цены были из­ряд­но за­вы­ше­ны. Этим, может хотя бы ча­стич­но, ком­пен­си­ро­ва­лись низкие цены на со­ци­аль­ные товары. К пред­ме­там рос­ко­ши от­но­си­лись дра­го­цен­но­сти, ав­то­мо­би­ли (почему ав­то­мо­би­ли – по­нят­но из слов выше, про об­ще­ствен­ный транс­порт), редкие виды про­дук­тов типа икры ценных рыб или твёр­дые кол­ба­сы. Ва­рё­ные кол­ба­сы и со­сис­ки на­о­бо­рот, вклю­ча­лись в число со­ци­аль­ных. Особо модные товары тоже счи­та­лись рос­ко­шью.

Хорошо ли это было? Трудно ска­зать, вроде бы и хорошо, пра­виль­но, но минусы у этой си­сте­мы тоже были. Хлеб де­шё­вый, а значит есть люди, ко­то­рые им швы­ря­ют­ся. Иногда в бук­валь­ном смысле. Но это ещё пол­бе­ды. А вот по­сколь­ку со­ба­чьих кормов не было, то по­ку­па­ли его и для собак. Но и это ещё не вся беда: свиней-то им тоже от­карм­ли­ва­ли. И не по­мо­га­ли ни вез­де­су­щие пла­ка­ты «Хлеб – наше бо­гат­ство, береги его», ни рас­ти­ра­жи­ро­ван­ная по всей стране бро­шю­ра какого-то укра­ин­ско­го хле­бо­ро­ба «Дума про хлеб», ни со­об­ще­ния о ре­гу­ляр­ных за­куп­ках зерна в Канаде и США за золото…

Ин­те­рес­но, что на рынках и в ма­га­зи­нах ко­опе­ра­тив­ной тор­гов­ли те же товары со­ци­аль­ной группы, хоть и не все, про­да­ва­лись по ры­ноч­ным ценам и без оче­ре­дей. Убор­щи­ца или школь­ный учи­тель не могли себе поз­во­лить ото­ва­ри­вать­ся на рынке, но даже те, кто непло­хо за­ра­ба­ты­вал, пред­по­чи­тал да­вить­ся в оче­ре­дях. Жаба-то давит...

В осталь­ном мире тоже за де­фи­ци­том го­ня­ют­ся, это не чисто со­вет­ское яв­ле­ние. Скажем, не столь давняя огром­ная оче­редь за новыми ай­фо­на­ми

https://og.ru/sites/default/files/styles/620x370/public/uploads/news/127_603.jpg?itok=ogwxSkDX

https://​og.​ru/​sites/​default/​files/​styles/​620x370/​public/​uploads/​news/​127_​603.​jpg?​itok=ogwxSkDX

по­ка­за­ла, что ничего не из­ме­ни­лось ни в людях, ни в то­ва­рах. Пишут, что за­ни­мать оче­редь стали аж за пять дней до старта продаж. Да такого и в Союзе не было! И ведь айфон лучше других смарт­фо­нов в ос­нов­ном «пре­стиж­но­стью» марки. Это за­ком­плек­со­ван­ный вла­де­лец пы­та­ет­ся ска­зать окру­жа­ю­щим: «У меня айфон! Я крут, я лучше вас!» То, что это дей­ству­ет только на таких же за­ком­плек­со­ван­ных, он не до­га­ды­ва­ет­ся. И уж тем более не за­ме­ча­ет доб­ро­душ­ных или пре­зри­тель­ных усме­шек других людей. А одно время непло­хо тор­го­ва­ла «маркой» фирма Сони. Это сейчас она ска­ти­лась на уро­вень обыч­ной фирмы, а не так уж давно люди из­ряд­но пе­ре­пла­чи­ва­ли только за над­пись "Сони" на кор­пу­се.

Неко­то­рые учёные по­ла­га­ют, что эти ком­плек­сы часто встре­ча­ют­ся у парней с ма­лень­ки­ми пе­ни­са­ми. Не знаю, не про­ве­рял :) Но думаю, причин хва­та­ет и без этой.

Нет, я вовсе не против понтов и вы­пенд­рё­жа, сам грешен. Даже рас­ска­зы­вал об этом в посте «Непо­слуш­ный эс­пан­дер, или Ни­ко­гда не сда­вай­тесь!» Но это когда ты что-то можешь. Хотя бы с лёг­ко­стью и без раз­бе­га пе­ре­прыг­нуть здо­ро­вую лужу. Глав­ное при этом – не об­ла­жать­ся :)

И вот сейчас пы­та­юсь вспом­нить: а много ли было в те вре­ме­на ре­аль­но де­фи­цит­ных то­ва­ров, таких, без ко­то­рых не выжить? Нет, иногда бывали труд­но­сти и с хлебом, и с мясом, и ещё с чем-то, но не смер­тель­ные. Это я о вре­ме­нах, ко­то­рые застал в со­зна­тель­ном воз­расте – хру­щёв­ские и бреж­нев­ские.

Были про­бле­мы с ка­че­ством то­ва­ров. В прин­ци­пе, товары стре­ми­лись делать на векА, не было, как сейчас, со­об­ще­ний в ин­струк­ци­ях: «Срок службы из­де­лия 5 (7, 10) лет». Однако из-за низ­ко­го ка­че­ства ре­монт­ни­ки без работы ни­ко­гда не оста­ва­лись. И это не слиш­ком за­ви­се­ло от рес­пуб­лик, хотя неко­то­рые из них сла­ви­лись «особым» ка­че­ством, когда проще вы­бро­сить, чем от­ре­мон­ти­ро­вать. Но грешки были почти у всех. К при­ме­ру, завод те­ле­ви­зо­ров «Бе­рёз­ка» в Харь­ко­ве. Те­ле­ви­зо­ры, ко­то­рые в про­цес­се на­строй­ки на кон­вей­е­ре не выдают нужных па­ра­мет­ров, идут в изо­ля­тор брака. А в конце месяца, когда заводу нужно от­чи­тать­ся о вы­пол­не­нии или пе­ре­вы­пол­не­нии плана (от этого премии за­ви­се­ли), их оттуда до­ста­ют и при­сы­ла­ют опыт­ных на­строй­щи­ков. Их задача – «под­ша­ма­нить» так, чтобы можно было про­дать.

Потому народ стал смот­реть дату вы­пус­ка, если в конце месяца – ста­ра­лись не брать. Заводы в ответ убрали число в до­ку­мен­тах, оста­ви­ли только год и месяц.

Может При­бал­ти­ка вы­пус­ка­ла при­лич­ные товары? Они же так стре­ми­лись в Европу. Увы, нет. Купили мне в дет­стве мопед «Рига-4». Видать, тоже в конце месяца сде­лан­ный. Сна­ча­ла долго и му­чи­тель­но при­ти­рал «си­фо­ня­щий» клапан де­ком­прес­со­ра. Ручку пе­ре­клю­че­ния ско­ро­стей при­хо­ди­лось при­дер­жи­вать, иначе первая ско­рость «вы­ле­та­ла», и это был дефект всех мо­пе­дов, а не только моего. А потом вы­ле­те­ло сто­пор­ное кольцо из пальца поршня, ещё и об­кат­ку не прошёл. По­ца­ра­па­ло «зер­ка­ло» ци­лин­дра. Га­ран­тия? Вы о чём? СТО тогда не было. В городе до бли­жай­шей же­лез­ной дороги аж 200 км (горные пе­ре­ва­лы, сэр!) За­ка­зал в «По­сы­л­тор­ге» ци­линдр, кольца и на всякий случай – пор­шень. Пор­шень при­сла­ли, осталь­но­го "нет в на­ли­чии"…

Долго гадал, почему в ра­дио­при­ём­ни­ках ВЭФ-12, 201, 202 пе­чат­ная плата вся в зе­лё­ных раз­во­дах, как соп­ля­ми из­ма­за­на :) Понял, когда увидел бур­жуй­скую элек­тро­ни­ку с зе­лё­но­го цвета пла­та­ми. По­пу­гаи, блин...

И вот, в позд­ние со­вет­ские вре­ме­на многих обы­ва­те­лей за­хлест­ну­ла волна погони за де­фи­ци­том. Гребли не потому, что по­за­рез надо, а по прин­ци­пу - все гребут, значит и я тоже. Спон­тан­но вы­рас­та­ли оче­ре­ди за любым то­ва­ром, причём за­ча­стую "хвост" оче­ре­ди даже не знал, за чем именно он да­вит­ся. Ти­пич­ный вопрос: "Что дают?" Но хап­нуть надо, оче­редь же берёт! И я буду, на все деньги, что с собой есть!

А всем впе­ре­ди сто­я­щим - больше двух штук в руки не давать! А то нам не хватит!

А по­сколь­ку бю­ро­кра­ти­че­ская си­сте­ма рас­пре­де­ле­ния, к тому же без ны­неш­них ком­пью­те­ров, была непо­во­рот­ли­вой, то де­фи­цит воз­ни­кал на ровном месте: из ма­га­зи­нов вы­гре­ба­ли даже за­ле­жа­лый товар, по­став­щи­ки не успе­ва­ли за­во­зить, а заводы не могли резко на­рас­тить про­из­вод­ство. Кто знаком с тео­ри­ей ав­то­ма­ти­че­ско­го управ­ле­ния, знает, что это ти­пич­ный пример си­сте­мы с по­ло­жи­тель­ной об­рат­ной связью :)

Был как-то за­бав­ный случай в конце 70-х или самом начале 80-х: "вы­бро­си­ли", как тогда го­во­ри­ли, в про­да­жу какие-то им­порт­ные (кажись, вьет­нам­ские) кон­сер­вы в очень кра­си­вых по срав­не­нию с невзрач­ны­ми со­вет­ски­ми банках. С непо­нят­ны­ми вьет­нам­ски­ми над­пи­ся­ми на них. Огром­ные толпы в ма­га­зи­нах, давка. Я оче­ре­ди нена­ви­дел с дет­ства, по­это­му рав­но­душ­но прошёл мимо: что я, без этих кон­сер­вов не выживу, что ли?

А вот жена одного моего друга от­сто­я­ла в оче­ре­ди и взяла пару банок. На её сча­стье, больше двух не давали. Внутри ока­за­лись... ку­соч­ки какого-то кон­сер­ви­ро­ван­но­го бам­бу­ка, просто бамбук, без вкуса, без запаха... Друг го­во­рил: "Ну даже как закусь не идёт!"

Так вот, я, как элек­трон­щик и ра­дио­лю­би­тель, со­би­рал спи­чеч­ные ко­роб­ки, клеил из них кас­сет­ни­цы, и хранил там всякую элек­трон­ную ме­ло­чёв­ку. Од­на­ж­ды, склеив оче­ред­ной ко­мо­дик, об­на­ру­жил, что для пол­но­го сча­стья мне не хва­та­ет ещё де­сят­ка три пустых ко­ро­бок. По­ду­ма­лось, что ждать их есте­ствен­ным путём при­дёт­ся слиш­ком долго, проще купить сразу, а сами спички вы­сы­пать у га­зо­вой плиты, при­го­дят­ся.

http://kramtp.info/gallery/p2/2019/02/02/DSC07851.jpg

http://​kramtp.​info/​gallery/​p2/​2019/​02/​02/​DSC07851.​jpg На фото не мой ко­мо­дик - прин­те­ров тогда ещё не было, и ко­ро­боч­ки были из шпона, а не из кар­то­на :)

Пошёл в ма­га­зин, по­ку­паю спички, по­ку­па­те­ли сзади не удер­жа­лись: "Ой, а зачем столь­ко спичек?" Объ­яс­нять им не хо­те­лось, и я сказал: "Как, вы не слы­ша­ли? Спи­чеч­ная фаб­ри­ка сго­ре­ла, теперь спичек долго не будет!"

В эту явную дурь по­ве­ри­ли легко и сразу. Вскоре спички и правда ис­чез­ли из про­да­жи, но никто не пе­ре­жи­вал: у всех были боль­шие запасы дома...

Апо­фе­оз этой на­па­сти на­сту­пил в конце 80-х, когда в «моду» вошли почему-то ковры и хру­сталь. Вы­гре­ба­ли всё. Хру­сталь в моём по­ни­ма­нии – это что-то изящ­ное, с кра­си­вой резь­бой по по­верх­но­сти. А литые по­дел­ки из тем­но­ва­то­го свин­цо­во­го стекла, где вместо резьбы литые узоры… из­ви­ни­те, мне такое и даром не надо. Но гребли.

При­ез­жаю в Кра­ма­торск, вижу новый ма­га­зин с вы­вес­кой «Ковры, хру­сталь». Аж на ржач про­би­ло: ну что общего между тем и другим? Сим­во­лич­но, что потом этот ма­га­зин за­крыл­ся, а вы­вес­ка сме­ни­лась на «Ри­ту­аль­ные услуги»…

https://aftershock.news/?q=node/883886

наверх